Каждое современное государство вынуждено придерживаться некой единой финансовой (налоговой, бюджетной) политики, которая бы позволяла ему зарабатывать и сохранять доходы своих граждан на приемлемом для них уровне. В её задачи также входит обеспечение стабильного поступательного развития экономики страны, которое бы способствовало, в том числе развитию социальному. Контролировать приверженность нужному курсу в подавляющем большинстве стран поручено Министерству финансов. Что же касается России, то Минфин здесь является неотъемлемой частью менеджмента уже на протяжении 234 лет. Этот финансовый государственный орган был образован еще во времена правления Екатерины II, а назывался он «Экспедицией о государственных доходах».
Основные задачи Министерства финансов РФ
Обеспечивая функционирование государственных финансов на огромной территории, Минфин России вынужден иметь представительства в разных частях страны. Его многочисленные территориальные органы решают общие задачи, среди которых можно выделить основные:
- управление внутренним и внешним госдолгом РФ
- разработка и внедрение единой финансовой политики
- совершенствование финансовой системы
- формулирование приоритетных направлений социальной и экономической политики страны
- составление бюджетов различных уровней
Всё это требует налаживания правового регулирования в самых разных областях финансовых отношений, и именно Минфину поручено разрабатывать законы, нормы, требования и рекомендации по работе банков, бирж, рынков, крупных государственных предприятий и т.д. Министерство также отвечает за кредитную кооперацию, межбанковские и межбюджетные отношения, работу накопительно-ипотечной системы. Главным же документом, который разрабатывается Минфином и становится основополагающим в очередном финансовом году, является Государственный бюджет.
Особые полномочия Министра финансов
Согласно российским законам, руководитель Минфина обладает исключительным правом совершать целый ряд действий. К примеру, он может блокировать расходы и отменять свои решения об этой блокировке, он вправе перемещать ассигнования между главными распорядителями государственных средств в пределах 10% утвержденных госбюджетом расходов. Ему разрешено вводить режима сокращения расходов федерального бюджета, утверждать лимиты бюджетных обязательств для основных распорядителей, предоставлять им бюджетные ссуды.
Кроме того, действующий Министр вправе запрещать распорядителям бюджетных средств менять целевое назначение этих средств, а в федеральных органах исполнительной власти эта же привилегия дается назначенным Министром уполномоченным по федеральному бюджету. В результате, они наделяются полномочиями главного получателя и распорядителя бюджетных средств на своем участке.
Актуальные задачи Минфина РФ на текущий год
Российские финансисты активно обсуждают последнюю инициативу Министерства финансов поспособствовать стимулированию экономики страны путем ослабления рубля. И пусть большинство из них отмечает отсутствие у Минфина реальной возможности заметно повлиять на курс национальной валюты, её незначительное количественное смягчение называется вполне реальным и оправданным. Реализовать такой план поможет покупка Центробанком финансовых активов, избегая применявшегося ранее и признанного контрпродуктивным регулирования процентных ставок. По разным оценкам, эта девальвация составит 3-7%.