Являясь одним из крупнейших экспортеров природных ресурсов в мире, а в случае с природным газом и вовсе лидером (почти четверть мирового экспорта), Российская Федерация все последние годы ведет активную работу по снижению зависимости поставок топлива от государств-транзитеров. На пути российского газа к его основным покупателям – странам Европы, находятся ближайшие соседи – Беларусь и Украина, перешедшие под крыло Евросоюза страны Балтии, а также Турция.
Постоянно меняющаяся геополитическая обстановка не может не влиять на условия, выдвигаемые этими странами по части стоимости транзита или даже его фактической возможности, из-за чего Россия не однократно испытывала проблемы по выполнению контрактных обязательств. Решение о диверсификации поставок являлось наиболее очевидным, к тому же, глядя на карту Европы, сразу бросались в глаза 2 очень удобных маршрута прокладки трубопровода, идущих в обход чужих сухопутных территорий: по дну по дну Балтийского моря – из Ленинградской области напрямую к основному европейскому импортеру – Германии; а также по дну Черного моря – из России прямо в Болгарию. В результате, первый проект, получивший название «Северный поток», начал воплощаться в жизнь в 2010-ом, второй – «Южный поток» – в 2012 году.
Проект «Северный поток»
Работая в рыночных условиях, тяжело обвинить кого-то в желании сэкономить, к тому же позиция России также имела свои весомые аргументы, в частности, речь шла об энергобезопасности Европы. Здесь же и всё возрастающие потребности европейских производителей в качественном топливе, и возможность покупать газ дешевле. Сегодня «Северный поток» снабжает газом:
- Германию
- Францию
- Великобританию
- Нидерланды
- Данию
При этом сохраняется возможность увеличить объемы поставок и для других желающих.
Проект «Южный поток»
Строительство данного газопровода еще не завершено, и есть все основания полагать, что оно столкнется с разного рода препятствиями. Во-первых, схема прокладки трубы, а точнее часть её морского маршрута, проходит по экономической зоне Турции – страны, которая может предъявлять самые разные требования. Во-вторых, сухопутный маршрут этой ветки требует подписания множества межправительственных соглашений с разными странами, входящими и не входящими в Евросоюз. Кроме того, строительство «Южного потока» подразумевало прокладку еще одной линии – «Голубого потока», идущего на Балканы. Данному проекту также пророчат многочисленные сложности.