Дизельное топливо или, как его ещё называют в народе, солярка, используется для заправки дизельных двигателей внутреннего сгорания.
Дизель – преимущества и недостатки
Так уж сложилось, что двигатели, устанавливаемые на самые первые автомобили, были бензиновыми. Лишь во второй половине 20-х гг. прошлого века удалось создать достаточно компактный дизельный мотор, чтобы установить его на легковую машину. До этого дизель использовался на кораблях и тяжёлой технике. Собственно, на отечественном автомобильном рынке такая ситуация сохранялась ещё многие десятилетия, ввиду чего среди российских автолюбителей укоренилось представление о дизельном двигателе, как о шумном и крупногабаритном агрегате, издающем, вдобавок, неприятный запах.
Однако, среди современных автомобилей это совсем не так. Прогресс не стоит на месте и производители с годами совершенствуют производство дизельных моторов. Хорошая шумоизоляция салона в любом случае не позволит водителю и пассажирам слышать звук работы двигателя и уж тем более, чувствовать запах.
Принцип работы дизельного мотора существенно отличается. Пары дизельного топлива воспламеняются под действием высокой температуры сжатого воздуха, тогда как в бензиновом двигателе топливные пары смешиваются с воздухом, а поджигаются электрической искрой. Этим обуславливается более высокая нагрузка на дизельный двигатель. Поэтому он более прочный и массивный – а значит, тяжелый – чем бензиновый. Кроме того, топливный насос и форсунки в дизельном двигателе имеют более сложную конструкцию, что повышает стоимость мотора.
В то же время, дизельный двигатель имеет очевидные преимущества над бензиновым. Во-первых, это – отсутствие электронной системы зажигания, что избавляет его от лишних элементов, способных вызвать поломку – провода, коммутаторы и т.д.
Во-вторых, дизельное топливо характеризуется высокой степенью сжатия. Таким образом, оно горит дольше бензинового и обеспечивает примерно на 40% больший КПД, что весьма положительно сказывается на экономии. Это, пожалуй, важнейший аргумент в его пользу.
В-третьих, дизельные моторы, в силу своей упрощённой и более надёжной конструкции, служат дольше бензиновых. Впрочем, этот плюс чисто теоретический, так как качество российского дизельного топлива во многих случаях оставляет желать лучшего, а плохого топлива дизельный двигатель не терпит. Кроме того, дизель, как и бензин, опять же теоретически должен разделяться на зимний и летний, поскольку летнее дизельное топливо на морозе густеет и завести двигатель становится настоящей проблемой. Но не на каждой АЗС России в холодный период можно заправить машину именно зимним дизелем.
Цена на дизель и её динамика
Ещё несколько лет назад дизельные двигатели на отечественном рынке претерпевали настоящий подъём. Причина – в серьёзной экономии топлива. Однако теперь она постепенно сходит на нет, ввиду довольно стремительного удорожания солярки.
Причин этому может быть несколько. Пожалуй, главная из них – постоянное увеличение экспорта дизельного топлива, в то время, как объёмы его производства в России практически не изменяются.
Кроме того, на стоимость отечественной солярки оказывает непосредственное влияние цена её же за рубежом. К примеру, в США галлон дизельного топлива давно уже стоит дороже бензинового.
На сегодняшний день средняя цена на дизтопливо по России составляет чуть больше 33 рублей за литр. Ещё в середине осени прошлого года она была на два рубля ниже. За три месяца она поднялась настолько, насколько поднималась до этого полтора года.