Решение об открытии бизнеса в аптечной сфере неизбежно потребует написания бизнес-плана. Бизнес-идея аптеки, хотя и не нова, но подобное учреждение, особенно рядышком с домом, всегда будет востребованным. Бизнес план – не курсовая, не реферат, не скучные официальные доклады. Это серьезная исследовательская работа, после которой вы обязательно «зауважаете» себя, поскольку научитесь проводить маркетинговые исследования и осуществлять финансовые прогнозы.
Несколько замечаний до написания
Для чего пишется план? Большинство начинающих аптечный бизнес вынуждено обращаться за кредитом или финансированием от инвесторов, которым необходимо доказать, что аптека – бизнес прибыльный. Но, вне разработки плана, который должен произвести впечатление на инвесторов и кредиторов, вам самим захочется создать прибыльное дело, разработать верную стратегию, которая поможет бизнесу расти.
Существуют готовые бизнес-планы аптеки, помогающие разработать стратегию, и примеры которых можно скачать в сети бесплатно, но они обладают рядом недостатков. Один из самых значительных – традиционные планы слишком долго писать, а потом читать, они редко обновляются.
Писать их все равно придется, если вам нужно дополнительное финансирование. Но есть методика, которая базируется на определенной подготовительной работе до написания плана по открытию аптеки.
«Черновик» бизнес-плана
Несложно предпринять такие шаги:
- построение стратегии. Идей у вас может быть несколько, из них затем формулируется ядро стратегии, которое при написании полного плана конкретизируется
- создание многоуровневого обзора бизнеса. Взяв за основу разделы примерного бизнес-плана аптеки, необходимо «раздробить» их на более мелкие составляющие, т.е. сделать маркированный перечень задач и действий.
- определение особенностей бизнеса. Продумайте, что будет отличать вашу аптеку от других? Например, низкие цены для определенного клиентского сегмента, возможность заказа лекарств и доставки на дом
- выделение проблем, которые необходимо решить и поиск путей решения. Попробуйте ответить на вопрос: «Как организовать помощь вашим клиентам?»
- изучение конкурентов. Ответьте на вопрос: «Кто ваши конкуренты, что отличает вас друг от друга?»
- обдумывание уровня продаж. Здесь и раскладка аптечных товаров, и наличие буклетов, информация о новинках, и оформление витрин, и свой сайт в Интернете
- маркетинговая деятельность. Опишите, как будет информироваться клиент об открытии аптеки, услугах, скидках и акциях. Укажите, в каких выставках и семинарах по вопросам аптечного бизнеса будете участвовать, будете ли реклама аптеки в Интернете и СМИ
- определение команды, способной превратить идею в реальность
- выделение основных этапов превращения идеи в реальный аптечный бизнес. Записываются вопросы лицензирования, регистрации, поиска поставщиков, фармацевтов, примерные даты предпринимаемых шагов
- обдумывание ресурсов и определение предполагаемых партнеров
Это и будет ваш первый проект (черновик) бизнес-плана, по которому можно начинать действовать, попутно дополняя его и создавая типовой вариант.