Большинству из нас, мечтающих о собственном бизнесе, просто нужен толчок. Например, если мы любим чай и кофе по утрам, если легко рассуждаем о марках и сортах, пытаясь определить их по аромату, то почему не заняться этими напитками на профессиональном уровне, открыв свой бизнес по продаже чая или кофе, а, возможно, и того, и другого? Конечно, одного пристрастия к этим напиткам явно недостаточно, но, изучив тему, вполне можно решиться открыть маленький магазин или круглосуточный магазин с небольшим количеством столиков для посетителей-«дегустаторов» или решиться на интернет-магазин чая.
Информация для начинающих
Выгодно ли заниматься чайным бизнесом? Для ответа на вопрос существует весомый аргумент: невысокие затраты при высокой прибыльности. В России чаепитие, пусть без японских церемоний и китайского разнообразия, – также национальная особенность. И потребление его находится на 4 месте в мире после Индии, Китая и Турции.
Мы любим китайский чай, поскольку китайцы показали нам огромное количество сортов и видов: от белого до черного, от кустового до цветочного и фруктового, разной стоимости и величины листьев. Мы пьем цейлонский, памятуя о его черном цвете и терпкости, не прочь выпить индийский, который прежде ценился выше китайского. Не отказываемся от собственного травяного чая и открываем производство, существовавшее столетия, Иван-чая. Отсюда и широта выбора для бизнеса на чае и кофе, поскольку последний имеет не меньшее число ценителей и разнообразия сортов.
Направления чайного бизнеса
Из огромного числа сортов чая вытекает и многообразие направлений чайного бизнеса, на основе которых создаются бизнес-планы магазинов чая и иных видов продаж:
- оптовая торговля, предполагающая наличие складских помещений и снабжение собственной сети мелких магазинов и кафе или иных розничных торговцев с рентабельностью 15-40%
- небольшие чайные розничные магазины, называемые чайным домиком с рентабельностью 100-230%
- интернет-магазин с продажей чая в оригинальной упаковке или на развес с рентабельностью 100-600%
Бизнес-план магазина чая
Для написания бизнес-плана магазина чая, в т.ч. интернет-магазина, важно, кроме анализа рынка, который несложно найти в сети, и образцов написания, изучение культуры чаепития и знание терминологии, ибо с подлинными ценителями этого напитка трудно разговаривать, не понимая «чайного языка». Это особенно важно, если учесть тенденцию к увеличению спроса на чайном рынке на необычные и экзотические виды чая.
Структура бизнес-плана для чайного бизнеса остается традиционной, однако в нем следует учесть в зависимости от избранного варианта торговли: ассортимент чая, его подлинность, поиск добросовестных партнеров, трудности сегмента весового продукта (сказывается сезонность уборки урожая), сложность «работы» с элитными сортами, возможность оптовых поставок для ресторанов, кафе, отелей и транспорта и т.д.
«Старожилы» рынка также говорят о необходимости инвестирования в обучение продавцов, стимулирования их мотивации (тут нужны контактность, эмоциональность, знания), что также нужно отражать в бизнес-плане в разделах о персонале и финансовой части.