Рынок строительных услуг непрерывно растет. Максимально высокую прибыль получают застройщики многоэтажных домов эконом-класса. Немного меньшая рентабельность у предприятий, занимающихся строительством коттеджей. Но тем, кто только задался вопросом, как начать бизнес в строительстве и не обладает большим капиталом, стоит присмотреться к возможности зарабатывать на ремонте и отделочных работах.
Вложения в этом случае будут несопоставимо малыми, а доход, если удастся собрать команду профессионалов и привлечь клиентов, вполне приемлемыми. Давайте рассмотрим бизнес-план предприятия, занимающегося как отделкой, так и строительством домов и коттеджей.

Резюме
Целью данного проекта является разработка бизнес-идеи в сфере строительства. Планируемое предприятие будет заниматься строительством малоэтажных домов и ремонтом жилых помещений в Рязанской области, для чего будет арендовано небольшое помещение под офис и склад, закуплена современная техника и сформировано 4 бригады строителей и отделочников.
Привлечение клиентов будет обеспечено за счет:
- высокого качества работ и предоставления гарантий устранения недостатков, выявленных в ходе эксплуатации;
- ответственной социальной политики в отношении персонала, мотивирующей рабочих на достижение целей предприятия;
- рекламной компании, призванной завоевать доверие клиентов.
Согласно проведенным расчетам, бизнес на строительстве окупится за 12-15 месяцев.
Сведения о компании
Предприятие будет работать в Рязанской области, охватывая также прилегающие территории соседних областей. Клиентам будет предложено 10 типовых проектов домов.
Основными заказчиками станут:
- горожане, желающие построить собственный дом в пригороде;
- владельцы новых квартир в многоэтажных домах, сданных застройщиком только с черновой отделкой;
- владельцы старого жилья, нуждающегося в ремонте.
Среда для бизнеса
Целью предприятия станет максимизация прибыли, а не наращивание доли рынка. Конечно, расширение бизнеса является важной составляющей успеха, но в первые 2-3 года работы, приоритетной задачей будет доход.
Политика сбыта будет ориентирована на средний ценовой сегмент рынка. Наш потребитель – это люди, которые не готовы приобретать услуги премиум-класса, в стоимости которых большой процент составляет сервис, но, не желающие экономить на качестве строительства и отделки.

План по маркетингу и продажам
В среднем, бизнес на строительстве приносит 1 млн. рублей в месяц, что позволит окупить вложения за год. Как показало маркетинговой исследование, проведенное в Рязанской области, этот показатель вполне реален. Конечно, крупные клиенты появятся не сразу. Обычно первые 2-3 месяца работы почти не приносят дохода, поэтому фактически можно рассчитывать на окупаемость на 15-м месяце работы.
Для того чтобы привлечь клиентов будет создан интернет-сайт, из которого потенциальные заказчики смогут почерпнуть информацию о строительных технологиях, критериях оценки качества работ и пр. Целью сайта будет не просто реклама, а завоевание доверия. Поэтому инвестор должен со страниц ресурса открыто рассказывать о выгодности для потребителей новых бизнес-идей в строительстве.
Потребитель должен понимать, что новые технологии обеспечивают не только комфорт, но и более долгий срок службы, а значит позволяют сэкономить на ремонте или строительстве. Также потребуется разместить рекламу в газетах и на досках объявлений.
Оперативный план
Для начала работы потребуется небольшой офис и склад, что обойдется недорого. Основной статьей затрат станет покупка спецтехники для строительных работ. Кроме того, нужно приобрести инструмент и расходные материалы. Затраты на технику, оборудование и инструмент, если закупать все новое у производителя, составят 10 млн. рублей.
Если такая сумма на начальном этапе не доступна, то можно взять технику в аренду или в лизинг. Другой вариант сокращения уровня первоначальных вложений – отказ от масштабных строительных работ (возведения зданий). Бригады отделочников также неплохо зарабатывают, но конкуренция в этом сегменте выше, поэтому мы будем заниматься и отделкой, и строительством.
План по трудовым ресурсам
От умения сформировать команду и мотивировать ее на достижение общей цели зависит конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе. Если клиент остается доволен работой, он рекомендует бригаду всем своим знакомым. Это самый надежный и эффективный способ обеспечить спрос на свои услуги. Поэтому все сотрудники будут получать 20% от дохода в дополнение к основной заработной плате. Для сложных работ, а также работ требующих дорогостоящего оборудования, будут привлекаться узкие специалисты.
Обучение персонала работе с новым оборудованием и новыми технологиями будет производиться самим инвестором и опытными мастерами. Набрать бригаду полностью из профессионалов крайне сложно, особенно это касается отделочников, поскольку опытные специалисты, как правило, имеют опыт работы «на себе». Как следствие, заинтересовать их в результатах наемного труда сложно. Поэтому целесообразно нанимать трудолюбивых, непьющих работников, обладающих небольшим опытом, но заинтересованных в стабильных и высоких доходах.
Для начала нам потребуется 2 бригады строителей и 2 бригады отделочников.
Финансовый план
Реализация бизнес-плана в сфере строительства потребует следующих затрат в первый год работы:
- аренда склада – 100 тыс. рублей;
- оборудование, техника, инструмент – 10 000 тыс. рублей;
- оплата труда – 1 700 тыс. рублей;
- аутсорсинг (бухгалтерский учет) – 120 тыс. рублей;
- реклама – 35 тыс. рублей;
- прочие расходы – 40 тыс. рублей.
Итого: 11 995 тыс. рублей.
Таким образом, срок окупаемости составит 12-15 месяцев.