Пасека – это один из наиболее привлекательных методов заработка. Трудоемкость обслуживания десятков ульев низкая, начальные инвестиции также весьма скромные, а спрос на продукт стабильный, и цена высокая. Единственная трудность заключается в том, что разведению пчел нигде не учат, а особые знания здесь нужны, при наличии небольших средств можно договориться с пасечником за плату, чтобы он обслуживал ваши ульи, а также понемногу учил работе.
Можно купить много семей пчел, вложив крупную сумму, и найти наемного специалиста, у которого есть опыт разведения пчел. А можно начать с небольшого количества ульев, почитав литературу и побеседовав с опытными пасечниками, но в этом случае пчеловодство как бизнес будет скорее подработкой, чем основным источником доходов, но со временем предприятие можно расширить. Давайте рассмотрим пример бизнес-плана сравнительно небольшой пасеки на 100 ульев.
Резюме
Цель данного бизнес-плана пчеловодства является создание небольшой пасеки в Рязанской области, на которой будет работать семья из двух человек. Для реализации проекта понадобиться купить ульи, семьи пчел и инвентарь. Земельный участок и помещения есть в наличии у инвесторов.
Согласно расчету, пчеловодство как бизнес принесет 850 тыс. рублей в год, что позволит окупить инвестиции менее чем за год.
Сведения о компании
Планируется создать небольшую посеку на 100 пчелосемей. Работать с пчелами будет семья инвесторов. Разместить ульи планируется на приусадебной территории загородного дома, принадлежащего владельцам бизнеса.
Среда для бизнеса
Уровень конкуренции в регионе невысокий. К тому же мед крестьянских хозяйств всегда пользуется спросом. Для того чтобы выиграть в конкурентной борьбе, нужно убедить потенциальных клиентов в качестве продукта. В ходе опросов, 70% респондентов показали, что опасаются быть обманутыми продавцами меда и хотели бы покупать продукт у проверенного производителя.
Главным образом горожане опасаются купить разбавленный сахарным сиропом мед, и этот страх очень распространен. Поэтому частным клиентам нужно дать возможность познакомиться с условиями, в которых производится мед. Ведь открытость обычно вызывает доверие. Знакомство будет происходить во всемирной паутине. Нам потребуется страничка в социальных сетях, где будет множество фотографий, а также информация о том, как проверить качество меда.
План по маркетингу и продажам
Как показывает статистика, основной доход владельцу пасеки приносит продажа меда, но также можно продавать пчелиный яд, пыльцу, прополис и самих пчел. Доход от меда обычно составляет 80%. При этом опытный пчеловод получает с одного улья 50 кг. Стоимость 1 кг в регионе варьирует от 250 рублей до 300 рублей.
При продаже оптом цена составляет 170 рублей. Таким образом, за год предприятие принесет не менее 850 тыс. рублей, что позволит сравнительно быстро окупить издержки. Следует отметить, что пчеловодство как бизнес, по отзывам опытных пасечников, обычно окупается не ранее, чем через год, а часто и через 2.
Сбыть 400 кг меда местному населению будет довольно сложно. Поэтому для того чтобы обеспечить сбыт, нужно заключить договоры с предприятиями, которые используют продукт в своих производственных целях. Это кафе, рестораны, аптеки и цеха по производству различных кондитерских изделий. По результатам опросов представителей предприятий, мы сможем заключить договоры с местной кондитерской фабрикой и несколькими небольшими цехами, занимающимися производством тортов, пирожных и другой выпечки.
Оперативный план
Для реализации задуманного нам потребуется земельный участок 150 м2 и небольшое сооружение для хранения инвентаря. В нашем случае ульи будут располагаться на участке земли рядом с жилым домом. И то и другое принадлежит семейной паре. Стандартных 20 соток, которые имеются при любом сельском доме, будет более чем достаточно для размещения всего необходимого.
Правда, опытные пчеловоды говорят, что пасеку лучше передвигать в течение лета несколько раз, т.е. каждый раз придвигая к зацветшему полю, но дело это хлопотное и зависящее от расположения полей и основного места базирования пасеки. По предварительной оценке, в нашем случае перевозить ульи не потребуется.
Далее, следует закупить ульи и инвентарь. Как видно из образца готового бизнес-плана по пчеловодству , оптимальным количеством пчелосемей для семейной пары является 100 шт. Ухаживать за большим числом ульев будет тяжело, а меньшее количество будет приносить явно не достаточный для сезонного бизнеса доход.
Стоимость улья составляет от 1,5 до 5 тыс. рублей. Инвентарь обойдется в 10 тыс. рублей. Также нужно будет купить рамки и вощину. После обустройства можно закупать пчел. Мы будем приобретать украинских степных, которые собирают нектар с цветущей гречихи, подсолнуха и липы.
План по трудовым ресурсам
Для обслуживания пасеки будет достаточно семьи инвесторов, которые имеют опыт работы с пчелами, а потому сразу справятся с большим хозяйством. Обучение не потребуется. Заниматься налоговым учетом и сбытом продукции также будут сами инвесторы.
Финансовый план
В первый год потребуются следующие вложения:
- ульи, рамки и инвентарь – 300 тыс. рублей;
- пчелы – 400 тыс. рублей;
- прочие расходы – 30 тыс. рублей.
Как видим из расчета, сделанного в бизнес-плане пчеловодства, инвестиции окупятся уже в первый год работы, что является хорошим показателем для отрасли. Но такой результат получен с учетом того, что нам не потребовалось покупать землю и строить подсобные помещения, а также омшаник. Нет у нашего предприятия и расходов на оплату труда, так как всю работы выполняет семья инвесторов.